ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ
В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по – новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учеников, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления учащихся. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания.
В работе над учебными проектами встает немало весьма конкретных вопросов, имеющих методический и даже технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы, которыми хотела бы поделиться с коллегами.
Как организовать работу над проектом?
Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
7. Презентация (защита) проектов, оппонирование.
8. Коллективное обсуждение, выводы.
Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
— представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.);
— выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);
— содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
— рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
~— защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
— должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.
Выполненный в любой форме проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год); оглавление; эпиграф; введение; основная часть (главы, разделы, параграфы); заключение; список используемых источников и литературы; приложение.
Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом?
Многих преподавателей и учащихся, в частности, привлекает работа с теле - и видеопроектами. Доступность видеотехники и обилие возможных тем делают такой вид проектов весьма популярным.
При этом следует учитывать, что, как правило:
— общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 мин;
— участники проекта должны обладать хотя бы минимальными первоначальными знаниями в области медиа-технологий;
— в распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая ви-
деоаппаратура для съемки, монтажа, озвучания;
— продолжительность работы над проектом складывается из времени, затраченного на проведение подготовительных работ (написание реферата, разработка сценарного плана, подготовка к съемке) и непосредственно на съемку, монтаж, озвучание (на каждый вид работы не менее 10—12 дней);
— на этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.
Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы?
Новые информационные технологии, в частности, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видеоинформации, создания мультимедийной презентации, публикации, Web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы (помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, моделирование; обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем; разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы); использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации; создание презентации (как правило, с применением программы Power point); демонстрация и защита.
Каковы правила проведения интервью, являющегося частью проектной работы?
Учитель, организуя данный вид работы, исходит из необходимости:
— тщательной подготовки, определения, исходя из тематики и целей работы, перечня вопросов;
— создания благоприятной психологической обстановки во время интервью;
— выделения на интервью в среднем не менее двух часов;
--- обеспечение благоприятных организационных условии (исключение во время интервьюирования отвлекающих моментов, звонков, появления посторонних и пр.);
— обеспечения интервьюеров соответствующими техническими средствами (видеокамера, магнитофон, диктофон и др.).
По каким критериям оценивать проект?
В своей практике я учитываю следующие факторы:
— значимость и актуальность выдвинутых проблем;
— корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
— активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;
— коллективный характер решений;
— творческая самостоятельность авторов проекта;
— соблюдение требований к избранному жанру;
— использование дополнительной (по отношению к базовому учебному курсу истории) информации;
— доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
— оформление результатов проекта;
— форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.