Проектная работа по истории

ПРОЕКТНАЯ  РАБОТА  ПО ИСТОРИИ

 

         В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

         Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

          Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по – новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны,  способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию  учебной деятельности учеников, ведет к  формированию собственных оценок исторических событий,  развитию критического мышления учащихся. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания.

         В работе над учебными проектами встает немало весьма конкретных вопросов, имеющих методический и даже технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы, которыми хотела бы поделиться с коллегами.

        Как организовать работу над проектом?

         Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.

  1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.

  2.  Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

  3. Распределение задач по группам, поиск информации.

  4.  Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

  6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

  7. Презентация (защита) проектов, оппонирование.

  8. Коллективное обсуждение, выводы.

   Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?

        Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

—  представляются в виде конкретного   «продукта»   (доклада,   альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.);

— выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);

— содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;

—  рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

~— защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

—  должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

    Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.

     Выполненный в любой форме проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год); оглавление; эпиграф; введение; основная часть (главы, разделы, параграфы); заключение; список используемых источников и литературы; приложение.

     Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом?

      Многих преподавателей и учащихся, в частности, привлекает работа с теле - и видеопроектами. Доступность видеотехники и обилие возможных тем делают такой вид проектов весьма популярным.

      При этом следует учитывать, что, как правило:

— общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 мин;

— участники проекта должны обладать хотя бы минимальными первоначальными знаниями в области медиа-технологий;

— в распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая ви-

деоаппаратура для съемки, монтажа, озвучания;

—  продолжительность работы над проектом складывается из времени, затраченного на проведение подготовительных работ (написание реферата, разработка сценарного плана, подготовка к съемке) и непосредственно на съемку, монтаж, озвучание (на каждый вид работы не менее 10—12 дней);

—  на этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.

      Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы?

    Новые информационные технологии, в частности, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видеоинформации, создания мультимедийной презентации, публикации, Web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

         Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы (помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, моделирование; обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем; разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы); использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации; создание презентации (как правило, с применением программы Power point); демонстрация и защита.

           Каковы правила проведения интервью, являющегося частью проектной работы?

        Учитель, организуя данный вид работы, исходит из необходимости:

—  тщательной подготовки, определения, исходя из тематики и целей работы, перечня вопросов;

— создания благоприятной психологической обстановки во время интервью;

— выделения на интервью в среднем не менее двух часов;

--- обеспечение благоприятных организационных условии (исключение во время интервьюирования  отвлекающих моментов, звонков, появления посторонних и пр.);

—  обеспечения интервьюеров соответствующими техническими средствами (видеокамера, магнитофон, диктофон и др.).

        По каким критериям оценивать проект?

      В своей практике я учитываю следующие факторы:

—  значимость и актуальность выдвинутых проблем;

— корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

—  активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;

— коллективный характер решений;

— творческая самостоятельность авторов проекта;

— соблюдение требований к избранному жанру;

—   использование дополнительной (по отношению к базовому учебному курсу истории) информации;

— доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

— оформление результатов проекта;

—  форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Дата последнего обновления страницы 25.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»